Тушения пожара на морских судах
Морские суда представляют собой места повышенной пожарной опасности.Пожары на судах часто принимают большие размеры и приводят к крупному материальному ущербу. Тушение пожаров на морских судах, как правило, сопряжено с большими трудностями в оценке обстановки, значительными затратами огнетушащих веществ, привлечением большого количества сил и средствпожарной охраныи служб флота со сложностью планировки, насыщенностью пожарной нагрузки, отсутствием безопасных путей эвакуации и т. д.
Практика тушения пожара в море показывает, что главным препятствием является дым и высокая температура. Тушение пожаров на судах проводится в условиях недостаточного естественного освещения, плотного задымления, высокой температуры, теплопроводности конструкций судна при большой скорости распространения горения по коридорам, шахтам трапов, трюмам ивентиляционнымканалам и т. п.
Пожары на морских судах характеризуются:
- быстрым распространением огня вследствие большого количества горючих материалов;
- нагревом металлических переборок, палуб и возможностью распространению через них, а также через люки, двери, вентиляцию и различные устройства огня в смежные помещения;
- ограниченностью подачи воды для сохранения устойчивости и плавучести корабля;
- задымлением помещений.

На морских судах для осуществления ликвидации возгораний необходимо иметь запас пенообразователя. Компания «Zfire» производит пенообразователь морпена (ПО-РЗМ) предназначенный для поставки на объекты, поднадзорные Российскому морскому регистру судоходства, выпускается в соответствии с дополнительными требованиями и нормативами Руководств и циркуляров Международной морской организации (ИМО) MSC.1/Circ. 1312, MSC/Circ. 798, MSC/Circ. 670, Правил классификации и постройки морских судов, Международного кодекса по системам пожарной безопасности (резолюция MSC.98 (73) ИМО) и Правил технического наблюдения за постройкой судов и изготовлением материалов и изделий для судов. Компания осуществляет поставку пожарных пенообразователей оптом для разных классов возгораний.
Организация пожарной безопасности судна
Пожаробезопасностью судна называется его способность противостоять возникновению и распространению взрывов и пожаров, и их воздействию на судно и на груз. Под борьбой с пожарами подразумевают комплекс технических и организационных мер, проводимых с целью предупреждения пожара, ограничения распространения огня и создания условий для безопасной эвакуации людей.
Осуществление пожарной безопасности возложено на владельца судна и экипаж во главе с капитаном. Организация противопожарной защиты на судне основана на трех ключевых аспектах:
- инструктаж экипажа и его подготовка;
- оснащение техническими средствами предупреждения и тушения возгораний;
- обеспечение практических навыков и доступа к средствам пожаротушения.
К основным способам тушения пожара на судне относится:
- подача средств тушения пожара на поверхность горящего материала (для того чтобы охладить, ограничить доступ кислорода и защитить от воздействия пламени);
- герметизация отсеков и наполнение их инертными газами или веществами, которые сдерживающими горение;
Для ликвидации пожаров на морских судах используют такие огнетушащие средства:
- вода (пар);
- воздушно-механическая и химическая пена;
- углекислый и другие инертные газы;
- жидкостные огнегасящие составы;
- порошковые составы.
Компания ООО «Zfire» производит пенообразователь марки ПО-РЗМ Морпена в следующих концентрациях: ПО-РЗМ Морпена (6%, 4%, 3%, 2%).
ПО-РЗМ Морпена представляет собой малоопасное вещество 4-го класса опасности, относится к трудногорючим невзрывоопасным веществам, не способным к самостоятельному горению. Продукт стабилен при соблюдении условий хранения и транспортирования. Морпена относится к синтетическим углеводородным пенным концентратам типа S, срок годности пенообразователя такого типа составляет не менее 120 месяцев. Хранить пенообразователь на суднах нужно в специальных устройствах. Для долгосрочного хранения запаса пенообразователя на морских судах необходимо иметь специальные устройства дозирования раствора пенообразователя. Также в них возможно не только сохранение, но и смешивание в заданной пропорции концентрата пенообразователя с водой. Эта система может приводиться в работу автоматически, дистанционно или вручную.
Классы пожаров на судне
Для успешного тушения пожаров необходимо применение наиболее эффективных огнегасящих средств, вопрос о выборе которых должен быть решен очень быстро. Правильный выбор огнетушащих средств позволит облегчить быстрое прекращение горения, снизит опасность для экипажа уменьшить повреждение судна.

Международной организацией стандартов вводится пять классов пожаров:
- Пожары класса А — горение твердых горючих материалов. К таким материалам относится дерево и изделия из него, ткани, бумага, резина, некоторые пластмассы и др. Тушение этих материалов производится в основном водой, водными растворами, пеной.
- Пожары класса Б— горение жидких веществ, их смесей и соединений. К этому классу веществ относятся нефть и жидкие нефтепродукты, жиры, краски и растворители.
- Пожары класса В— горение газообразных веществ и материалов. К этому классу веществ относятся горючие газы, используемые на морских судах в качестве технологического снабжения, а также перевозимые морскими судами горючие газы в качестве груза (метан, водород, аммиак и др.)
- Пожары класса Д— возгорания, связанные со щелочными и подобными металлами и их соединениями при их контакте с водой. К таким веществам относятся натрий, калий, магний, титан, алюминий и др.
- Пожары класса Е— горение, возникающее при воспламенении находящегося под напряжением электрооборудования, проводников или электроустановок. Для борьбы с такими пожарами используют огнетушащие вещества, не являющиеся проводниками электричества.
Компания «Zfire» производит и продает оптом разные виды пенообразователей для пожаротушения, которые могут справиться со всеми классами пожаров.
Нормы и правила
Департаментом безопасности мореплавания Минтранса России разработаны типовые Правила пожарной безопасности на морских судах от 31.10.2003 г. №.10. Правила устанавливают общие правила безопасности на находящихся в эксплуатации морских судах всех типов и назначений независимо от их конструктивных особенностей и силовых установок, а также на судах смешанного плавания (река-море), совершающих плавание по морским путям, и являются обязательными для всех совладельцев, членов экипажей судов и других лиц, временно находящихся на судне.
Выводы
На морских судах необходимо иметь запас пенообразующего вещества для ликвидации возгораний. Выбор огнетушащего вещества зависит от свойств горящих материалов, а выбор способа подачи огнетушащих веществ — от местонахождения очага пожара.
Основными средствами тушения пожаров в жилых и служебных помещениях на судне является вода и воздушно-механическая пена. Применяя пенообразователь Морпену ПО-РЗМ возможно использование как пресной, так и морской (жёсткой) воды, что значительно ускоряет процесс тушения пожара.
Необходимо следить за устойчивостью судна при тушении пожаров на палубе судна.
Оперативность и слаженность действий экипажа гарантирует успех устранения возгораний.